Поиск по сайту

Об основных способах планирования учебного занятия: план, конспект, технологическая карта

Главной составной частью учебного процесса является учебное занятие. Качество подготовки обучающихся по образовательной программе во многом определяется уровнем проведения учебного занятия, его содержательной и методической направленностью, его атмосферой.

Продуманное планирование учебного занятия обеспечивает четкую организацию образовательного процесса, способствует реализации определенной системы обучения, достижения целей, поставленных перед педагогическим работником, намечает перспективы.

Планирование учебного занятия является одним из аспектов творческой деятельности педагогического работника, в котором реализуется его научно-методические представления, мастерство построения процесса обучения.

Для обеспечения успешного проведения планируемого учебного занятия должны соблюдаться следующие правила:

  • учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей, обучающихся, уровня их знаний, а также особенностей коллектива учебной группы в целом;
  • подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;
  • дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;
  • определение способов развития познавательного интереса обучающихся (интересный факт, эффектный опыт и т.п.);
  • продумывание приемов педагогической техники.
  • Планирование учебного занятия может осуществляться педагогическим работником различными способами, в том числе посредством составления:
  • плана учебного занятия (поурочного плана), который обязательно включает в себя такие элементы как: цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание, также в него могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим учебным дисциплинам, затраты времени на каждую часть занятия;
  • конспекта учебного занятия, т.е. в виде сценария, который включает в основном описание слов и действий педагогического работника, а также содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на учебном занятии;
  • технологической карты учебного занятия, которая представляет собой обобщенно-графическое выражение сценарного плана учебного занятия. Технологическая карта учебного занятия может быть составлена в форме таблицы, фиксирующей узловые блоки: целеполагание (что необходимо сделать); инструментальный (какими средствами это необходимо сделать); организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать). Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности педагогического работника и обучающихся.

Поскольку планирование учебного занятия – процесс творческий и очень индивидуальный, то на практике вышеуказанные способы планирования используются педагогическим работником в удобном для него виде. Так, по выбору педагогического работника это могут быть отдельные документы либо один документ, содержащий одновременно два, а то и три способа планирования учебного занятия. Например: план-конспект, план с технологической картой учебного занятия, конспект с технологической картой учебного занятия, план-конспект с технологической картой учебного занятия.

Любой способ планирования предназначен для подготовки педагогического работника к проведению учебного занятия в соответствии с рабочей программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и на основе тематического (календарно-тематического) планирования с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

Основными задачами планирования учебного занятия являются:

  • определение места учебного занятия в изучаемой теме / разделе;
  • определение цели учебного занятия;
  • отбор содержания учебного занятия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
  • группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;
  • отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала;
  • формирование необходимых компетенций при освоении учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
  • В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) педагогические работники пользуются в том числе следующими академическими правами и свободами:
  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.

Следует также обратить внимание на то, что согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона об образовании педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Таким образом, педагогический работник вправе выбирать и использовать те или иные способы планирования учебного занятия по своему усмотрению. При этом полагаем, что проектирование учебного занятия необходимо каждому педагогическому работнику независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства.

Источник